Страница 22 из 22 Во второй половине ХVII в. наиболее часто пользовались путем, ведшим с Маи на Охоту. Он шел вверх по Мае до устья р. Юдомы, далее вверх по Юдоме — до устья Горбицы. Там начинался волок по названию « Юдомский крест», ведший на р. Блудную, приток р. Урак, или непосредственно на Урак, где находилось « Урацкое плотбище», на котором строились суда. С Урака было два пути: волоком на Охоту и второй вниз по Ураку до моря, откуда до устья Охоты было по подсчету академика Гмелина ( Х VIII в.) 10—15 верст. Длительность пути и трудность перевала через Юдомский крест часто определяли использование более короткого, но не менее трудного сухопутного пути из Якутска через Амгу ( Ам-гинская переправа) и Алдан ( Бельская переправа) на Юдомс-кий крест и далее на Урак. С Бельской переправы начинались, по выражению Гмелина, « поразительные горы, через которые проехать невозможно на телегах, приходится поклажу перевозить на вьючных лошадях и оленях» (6, с. 135, 136). « Вообще о сей дороге объявить можно, что она... столь беспокойна, что труднее проежжей дороги представить нельзя,— пишет исследователь Камчатки С.П. Крашенинников ( Х VIII в.), — ибо она лежит или по берегам рек, или по горам лесистым; берега обломками камней или круглым серовиком так усыпаны, что тамошним лошадям довольно надивиться нельзя, как они с камня на камень лепятся» (35, с. 529). На эту дорогу от Якутска до моря тратили немного более месяца, и к началу ХVIII в. она стала основной. Ее протяженность равнялась немногим более 800 верстам. Безусловно, такие тяжелые дороги требовали от казаков и промышленников неимоверной затраты энергии и сил для их преодоления.
|