Страница 3 из 10 Уже в росписи о путях с Енисея на Лену, представленной в Москву мангазейским воеводой Андреем Федоровичем Пали-цыным в 1632 г., упоминается о возможности в двадцать и больше недель дойти до « великих Байкальских проливов Красного моря». По мнению академика Л.С. Берга, это место в росписи представляет собой « первое упоминание о Байкале в нашей литературе» (28, с. 55). А в « Росписи против чертежу от Куты реки вверх по Лене реке и до вершины, и сторонним рекам, которые впали в Лену реку и сколько от реки до реки судового ходу и пашенным местом и распросные речи Тунгуского князца Можеулка про Брацких людей и про Тунгуских и про Ламу и про иные реки», составленной в 1640—1641 гг. воеводами Петром Головиным и Матвеем Глебовым, приведены важные сведения о Байкале и проживавших по его берегам жителях. Тунгуский князек сообщил воеводам: « в прошлом де во 148 году (1639—1640 гг. — М.Ц.) летом ходят по Ламе в судах русские люди казаки и побили де его родников... а отколева те казаки пришли и давно ли по Ламе ходят того не ведают... Ламу называют Брац-кие люди Байкалом, озером... А на Ламе остров именем Ойхон (Ольхон. — М.Ц.), а ходу через Ламу до острова Ойхона судового день, а люди на том острову живут Братские многие, лошадей и всякого скота много, а хлеб у них родится просо... На другой стороне Ламы живут Братские люди конные, а Тунгусы оленьи, а Енисей река, которую называют Тунгускою и Ангарою вышла из Байкала озера... А вода в Ламе стоячая и пресная, а рыба в ней всякая и зверь морской, а где пролива той Ламы в море того же тунгусы не ведают».
|