Страница 23 из 24 Передал Ремезов и татарские легенды о памятных урочищах и курганах. Так урочища Сузгун и Паний бугор близ Тобольска связывались с памятью о местонахождении дворцовых шатров двух жен Кучума. На Саусканском мысу, также под Тобольском, по татарскому преданию, находилось « царское кладбище», а по казацким там были могилы соратников Ермака, павших в боях. Ремезов тщательно внес в свою летопись ряд поверий, связанных с походами Ермака. Так в летописи описано северное сияние, которое служило якобы предзнаменованием гибели Кучумова царства: « огненный столб от земли и до небеси, и в том огне многи видения различны... людие-же видеша в столпе ужасное видение различное, и битвы, и звук». Все это со-тветствовало магометанскому представлению о северном сиянии, как о сражении небесных воинов. Ведь недаром сибирские татары объясняли появление северного сияния так: « будто бы это поклонники дьяволов и отвергающие их, которые сражаются каждый вечер» (6, с. 36). Ремезов сообщает татарские легенды о панцирях Ермака и о посмертных чудесах на его могиле. Это вообще-то поразительно, что именно татары, против которых воевали Ермак и его казаки, создали подобные легенды. Их рассказал Семену Ремезову его отец. Ульян Ремезов в 1660 г. был в составе посольства, посланного к влиятельному калмыцкому князю Аб-лаю-тайша, кочевавшему со своим народом на берегах озера Зайсаннор недалеко от русской границы.
|