Страница 24 из 24 Аблай-тайша просил прислать ему один из панцирей Ермака, который будто бы находился у служилого тобольского татарина Кайдаула-мурзы. Посольство доставило Аблаю панцирь, считавшийся Ермаковым, а Ульян Ремезов записал со слов тайши « скаску» о панцире: « како ( Ермак. — М.Ц.) приехал в Сибирь и от Кучюма на перекопе побежа и утопе, и обретен, и стрелян, и кровь течаше, и пансыри разделиша и развезоша, и как от пансырей и от платья чюдес было». А затем Аблай рассказал о собственном исцелении: « егда-же аз был мал и утробою болен, и даша мне з земли с могилы его ( Ермака. — М.Ц.) пить, здрав явихся до ныне; егда же земли с могилы взято, и еду с нею на войну, побиваю; егда ж нет земли, тощь ( без добычи. — М.Ц.) возвращаюся» (6, с. 37). Видимо, из « скаски» Аблая в Ремезовскую летопись вошла легенда о том, что в трагическую ночь гибели Ермак « бе оде-ян двема царскими пансыри» — подарком царя Ивана Грозного, послужившими причиной гибели атамана в волнах сибирской реки. Анализируя Ремезовскую летопись, член-корреспондент АН СССР С.В. Бахрушин метко заметил, что « рассказ Ремезова, в общих чертах подтверждаемый официальными документами Сибирского приказа, рисует, таким образом, совершенно конкретно самый процесс проникновения в русскую литературу местной легенды и приемы ее использования русской наукой того времени» (6, с.38).
|