Страница 17 из 18 При каких-либо массовых подсчетах воинов, лошадей или скота « делали зарубки об их количестве на дереве» (8, с.281). Дощечку с зарубками запечатывали воском вместе с небольшой стрелой с металлическим наконечником, и тогда дощечка превращалась в документ. В официальных документах каганов года¢ датировались по 12 летнему циклу, когда год назывался по имени определенного животного ( год лошади, затем овцы, змеи, мыши и т.д.). Эти названия годов следуют в строго определенном порядке и повторяются через каждые 12 лет. В какой-то степени о развитии изобразительного искусства у тюкю можно судить по каменным изваяниям, известным как «каменные бабы», которые довольно часто встречаются на территории Тывы и Горного Алтая — многие из них изготовлены именно в древнетюркское время. Часто скульптура изображает мужчину, держащего в руках сосуд. На многих фигурах можно различить лицо, детали одежды и оружия. Историк Л.П. Потапов считает, что статую умершего делали и ставили к моменту поминок, которые совершались у сооруженной каменной оградки. При похоронах каганов и представителей знати строили поминальные храмы. От племен тюкю и теле осталось много наскальных рисунков в Тыве, Минусинской котловине и в горном Алтае. Именно к древнетюркским временам ученые относят рисунки Сулек-ской писаницы в Хакасии, где изображены охотники с луками на лошадях, которые преследуют большей частью копытных животных. На других писаницах в Тыве встречаются также сцены охоты, в том числе с охотничьими собаками.
|